Я, как и многие современные мамы, развивать своего ребенка начала чуть ли с первых дней появления его на свет. Сначала это были домашние «уроки»: чтение книжек, пальчиковая гимнастика, просмотр карточек… Когда сыну исполнился год, мы, родители, решили водить его на занятия в развивающий центр. Изучив предложения Читы и просчитав возможности семейного бюджета, выбрали центр и группу, в которой с детьми занимались по системе Монтессори. Вам, забайкальские мамочки, расскажу, что это за методика, насколько эффективны оказались занятия в центре, что можно оттуда взять на вооружение и применять дома.
Педагогика Монтессори – что это?
Педагогика (система) Монтессори названа по имени предложившего ее ученого – Марии Монтессори. Она - итальянский педагог, в первой половине прошлого века разработавшая методику «индивидуального подхода к каждому ребенку». Главный ее принцип – свобода действий малыша, который сам выбирает дидактический материал на занятиях и продолжительность «урока».
Мария Монтессори была уверена: познание мира ребенком происходит через органы чувств. Для этого она разработала специальный учебный материал. Не последнюю роль, по мнению ученого, играет и окружающая обстановка, которая должна позволять малышу становиться независимым. Например, мебель нужно подбирать в соответствии с возрастом и ростом, чтобы ребенок мог сам сесть на стул, передвинуть или перенести его и т.п.
Для методики характерно обучение ребенка самостоятельности в практических, бытовых вопросах: малыши со временем сами убирают за собой игрушки, одеваются, моются и т.д.
Что же касается роли воспитателя в Монтессори-педагогике, то она очень отличается от классического понимания педагога как наставника. Главная задача «учителя», работающего по методике Монтессори, - помочь ребенку сделать что-либо самому.
Наши занятия: о педагоге, играх и игрушках
Наши занятия сначала были индивидуальными. Три дня мы с сыном привыкали к игровой комнате и к педагогу. И то, и другой моему Данилу сразу понравились. Татьяна Владимировна, наш воспитатель, - очень доброжелательная женщина, знающая толк в детской психологии.
Потом занятия стали групповыми. Дети приходили с мамами, которые активно участвовали в обучении (опять же, не «учили», а, в основном, присматривали за своими малышами и помогали им). А оно представляло собой совмещение непосредственно монтессори-педагогики и педагогики классической (когда дети совершают различные действия, подчиняясь педагогу: занимаются творчеством, танцуют и т.п.). Первое занимало больше времени: дети после приветствия и танца, отправлялись в «свободное плавание» к стеллажам с игрушками (сразу оговорюсь, что этим словом здесь обозначаю гораздо большее понятие – учебный материал). Всё располагалось в зоне абсолютной доступности – на уровне глаз малышей, они сами выбирали, чем играть. И – важный момент – каждая игрушка была представлена в единственном экземпляре. Благодаря этому малыши учатся делиться и работать в коллективе.
Все дидактические материалы в центре – не просто «развлекалочки», а «развивалочки». Это, конечно, знаменитая розовая башня Монтессори (у основания – самый большой кубик, дальше, с каждым «этажиком» вверх, кубики уменьшаются в размерах). Еще – различные по форме маленькие пирамидки, которые, кроме обучения непосредственно действию (нанизывания деталей на основание), учат, к примеру, различать цвета. Очень много самых разнообразных игрушек-вкладышей, лабиринтов, шнуровок, наборов на тактильные ощущения (тканевые лоскутки, допустим). В основном, дидактический материал предназначен для развития моторики у детей. Кстати, все монтессори-материалы в центре заказывали через интернет, большинство из них в читинских магазинах не купишь.
Справляться на занятиях нам удавалось со многими заданиями, но особый интерес вызывали веники, шваброчки, совки (получение навыков домашних дел – это тоже Монтессори-педагогика). Популярностью пользовалась комнатная песочница. Малыши набирали специальный – продезинфицированный кварцевый песок в кулачки, пропускали сквозь пальчики, рисовали палочками, оставляли следы специальными инструментами. Абсолютно всех привлекали игры с водой. Мальчишки и девчонки одевали фартучки и в специальной мини-раковине набирали воду в кувшинчики, переливали в стаканчики, переносили губкой из одной чашки в другую, но больше всего им нравилось просто ее разбрызгивать.
Система Монтессори на дому
Многие из тех материалов, которые мы использовали на занятиях, вполне можно сделать самому (их, кстати, и воспитатели сами мастерили) и устроить Монтессори-комнату на дому.
Самое простое, что сделали дома практически все мамы, с которыми мы занимались, - волшебная бутылочка. Из материалов понадобятся только крупные бусины и пустая бутылка, которую можно украсить (но это не принципиально). Игра заключается в том, что ребенок скидывает бусины по одной в бутылку. Привлечет его это занятие обязательно, поверьте моему опыту, а особенно, если бутылка будет стеклянная, и при падении бусин будет создаваться звенящий звук. После занятий наполненную бутылку нужно туго закрыть крышкой, чтобы ребенок не добыл содержимое самостоятельно, и оно не попало в рот. Понравится ему и греметь получившейся погремушкой.
По аналогичному принципу действуем с обычной копилкой и пуговицами. Правда, в этом случае ребенок учится вставлять предметы в отверстие ребром. Это очень трудное занятие для малыша, но немного тренировок – и все получится!
Еще можно предложить ребенку в каждое отделение емкости для замораживания льда, как в домик, «селить» по бусине; ложкой перекладывать из одной чашки в другую бобы; с помощью ситечка отделять манную крупу от гороха; поварешкой или ложкой доставать плавающие в воде мелкие предметы; подыскивать к различным баночкам и пузырькам подходящие крышечки.
Маленьким мальчикам наверняка понравится забивать гвозди, как папа. Только стучать они будут игрушечным молоточком по деревянным палочкам (можно использовать остатки карандашей), вбивая их в пластилин.
Для Монтессори-игр подходят самые обычные предметы. Губкой, например, можно переносить воду из одной емкости в другую, собирать налитую на поднос воду, мыть посуду. В ход идут веник и совок, мини-шваброчка, которую можно сделать из приспособления для мытья окон (помогаем маме убираться).
На самом деле, для развития ребенка подойдет буквально все, что есть дома, главное – фантазия родителей!
Чему мы научились?
К сожалению, на монтессори-занятия мы проходили всего четыре месяца, до лета (потом в Центре начались каникулы, а осенью мы пошли в детский сад). Но этого времени мне вполне хватило, чтобы оценить «полезность» методики. Словарный запас моего сына, который до этого ограничивался привычными для всех «дай-дай», «иди-иди» и звуками животных, заметно пополнился. Даня стал настоящим помощником: при уборке квартиры его можно смело отправлять вытирать пыль – все сделает идеально. Страсть к швабрам и веникам у нас так и осталась. Появилась и тяга к порядку: умеем убирать за собой игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Занятия научили самостоятельности во всех отношениях. Например, сын ни за что не допускает, чтобы его кормили.
И еще один важный момент, благодаря которому я решилась отдать ребенка в детский сад. Пропуски занятий мы отрабатывали: полчаса сын занимался с педагогом наедине, без мамы. К моему удивлению, Даниил абсолютно спокойно воспринял расставание со мной. Это ли не доказательство того, что ребенку там очень нравилось? А ребенку, я уверена, в этом возрасте нравится исключительно то, что его развивает, дает новые знания.
Полина Сергеева
|